При поддержке Севкабель Порта
Как разворачивалась история гаражной культуры в Санкт-Петербурге и России — когда заветные 18 м² личного пространства становились местом самовыражения и территорией свободы миллионов людей
29.09.
г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 40д, Гавань Васильевского острова.
Слово «гараж» происходит от французского garage — укрытие. Часто для владельцев гараж становился не только укрытием для автомобиля, но и личным убежищем, где на нескольких квадратных метрах они строили свой мир.
Каким был этот мир?
Как он влиял на судьбу и повседневную жизнь счастливого обладателя?
О принципах построения приватной вселенной в рамках отдельного гаража и пойдет речь. Рассмотрим «гараж» как явление, как место хранения, починки и производства не только предметов материального мира, но и удовольствий, статусов, мечт и образов жизни.
откроется в 2024 году в Москве, на Новорязанской улице, в здании, созданном в 1926—1929 году по проекту Константина Мельникова, как гараж для грузовых машин Моссовета. С конца 1940-х до середины 2000-х здесь располагался автобусный парк.
Кожевенная линия
где находится Севкабель Порт, в начале XX века была известна гаражами Российского таксомоторного общества. Они находились на углу Кожевенной и Косой линий, на участке дома 23 с весны 1910 года. К сожалению, постройки этого дореволюционного гаража были утрачены в начале XXI века. Так что эти места — с определенной гаражно-автомобильной историей.
Экспозиционное пространство поделено на ряд тематических пространств — «гаражей»:
Каждому такому пространству соответствует определенная модель счастья, представленная через предметный ряд и интерактивные элементы. Посетители движутся по пространству свободно, без строго определенного сценария, имея возможность варьировать очередность знакомства с темами.
История
«Человек, как никто из живых существ, любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Мысль о том, что 5,5 тысяч попусту брошены на мостовой и к тому же снабжены колесами, может отправить любую счастливую жизнь»
Фильм Эльдара Рязанова, вышедший в 1966 году, запечатлел момент начала в СССР массовой автомобилизации, которая повлекла за собой массовое появление гаражей.

До начала 1960-х системного решения для хранения частных автомобилей не было, да и личного автотранспорта в городах встречалось мало. Машины «ночевали» во дворах, в ведомственных гаражах или на городских пустырях в хлипких разборных металлических конструкциях.
В Северной столице была попытка приучить людей к коллективному методу хранения личных машин. В конце 1950-х годов на окраинах вновь застраиваемых районов возвели два четырехэтажных здания, так называемых гаражей-гостиниц, по сути прообразов современных многоярусных паркингов. Одно здание компактно замещало сразу 100 отдельно стоящих строений.
Ситуация стала меняться после принятия постановления совета Министерства РСФСР от 24 сентября 1960 года, давшего старт строительству гаражных кооперативов. Так началась история частного гаража.

В Ленинграде первые гаражные кооперативы образуются в 1965 году.
Бесконечность перспективы
Для тех, кто знает, как заработать
Официальные образы счастья
Для тех, кто умеет жить
На выставке представят автомобили из фонда Музея Транспорта Москвы и частных коллекционеров и музеев Санкт-Петербурга. Например, извозчичий городской двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон. Эти городские дрожки назывались «пролётками». Легкие экипажи с рессорами и поднимающимся верхом можно было встретить на дорогах России с середины XVIII века до конца 1940-х годов.

После экспонирования пролетки на выставке «Куплю гараж», экспонат станет частью постоянной экспозиции музея в гараже Константина Мельникова, в Москве на Новорязанской улице, дом 27.
Отдельные зоны
Среди интерактивных инсталляций выставки — «стратегический запас» с домашними заготовками, старыми детскими игрушками и другими дорогими памяти предметами быта, а также витрина счастья советского человека с предметами роскоши вроде телевизора, сервиза, или гараж, который в СССР выполнял функцию мужского клуба.

Отдельная зона выставки будет представлена в партнерстве со «Стрит-арт хранением». Она расскажет о гаражах как о месте притяжения неформальной, андеграундной уличной культуры в 1990—2020-х годах.
Первый фестивальный день параллельной программы будет посвящен уникальным артефактам и экспонатам, найденным когда-то в гаражах По различным причинам большое количество уникальных автомобилей прошлого не дошло до наших дней. Поэтому реконструкция утерянных моделей машин стала популярной практикой среди коллекционеров, реставраторов и любителей автомобилей. На лекции Антона Гуркова, экскурсовода Музея Транспорта Москвы "Создание точных копий не сохранившихся авто" вы узнаете об основных тенденциях реконструкций ретро моделей дорожного транспорта.

Мы обсудим гаражные находки в компании с Игорем Коровиным, коллекционером автомобилей, историком, создатель шести частных транспортных музеев.
Лекция "Создание точных копий не сохранившихся авто"
Лектор: Антон Гурков, экскурсовод Музея Транспорта Москвы
Дискуссия "Гаражные находки"
Спикер: Игорь Коровин, коллекционер автомобилей, историк, создатель шести музеев
Фестивальный день посвящен граффити и стрит-арту, которые давно стали привычными в городах по всему миру. Надписи и рисунки можно встретить в совершенно разных городских пространствах, но везде существуют и особые места появления и бытования настенного творчества. Гаражи – безусловно одно из таких. Уединенные места отчуждения, гаражные постройки стали для многих будущих художников поверхностями для первых проб пера, то есть баллончика с краской. Гаражи – это святая святых. Место, где рождается и подолгу живет граффити. На гаражах можно встретить и ставшие уже историческими холовфеймы, и куски подрастающего поколения и целые выставки уже состоявшихся авторов.
Дискуссия «Граффити: отправная точка или самодостаточная практика»
Модератор: Денис Фабрика
Участники: Роман Добро, Базелевс
Лекция «Российские граффити. Региональный особенности стрит-арта»
Ведущая: Анастасия Пронина, искусствовед, независимый куратор, куратор проекта об уличном искусстве «City Says»
График работы выставки
понедельник — выходной;

вторник - воскресенье: 11:00 - 21:00; последний сеанс в 20:00
Технический партнер
Партнер открытия
Информационные партнеры