При поддержке Севкабель Порта
Как разворачивалась история гаражной культуры в Санкт-Петербурге и России — когда заветные 18 м² личного пространства становились местом самовыражения и территорией свободы миллионов людей
29.09.
г. Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 40д, Гавань Васильевского острова.
Слово «гараж» происходит от французского garage — укрытие. Часто для владельцев гараж становился не только укрытием для автомобиля, но и личным убежищем, где на нескольких квадратных метрах они строили свой мир.
Каким был этот мир?
Как он влиял на судьбу и повседневную жизнь счастливого обладателя?
О принципах построения приватной вселенной в рамках отдельного гаража и пойдет речь. Рассмотрим «гараж» как явление, как место хранения, починки и производства не только предметов материального мира, но и удовольствий, статусов, мечт и образов жизни.
откроется в 2024 году в Москве, на Новорязанской улице, в здании, созданном в 1926—1929 году по проекту Константина Мельникова, как гараж для грузовых машин Моссовета. С конца 1940-х до середины 2000-х здесь располагался автобусный парк.
Кожевенная линия
где находится Севкабель Порт, в начале XX века была известна гаражами Российского таксомоторного общества. Они находились на углу Кожевенной и Косой линий, на участке дома 23 с весны 1910 года. К сожалению, постройки этого дореволюционного гаража были утрачены в начале XXI века. Так что эти места — с определенной гаражно-автомобильной историей.
Экспозиционное пространство поделено на ряд тематических пространств — «гаражей»:
Каждому такому пространству соответствует определенная модель счастья, представленная через предметный ряд и интерактивные элементы. Посетители движутся по пространству свободно, без строго определенного сценария, имея возможность варьировать очередность знакомства с темами.
История
«Человек, как никто из живых существ, любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Мысль о том, что 5,5 тысяч попусту брошены на мостовой и к тому же снабжены колесами, может отправить любую счастливую жизнь»
Фильм Эльдара Рязанова, вышедший в 1966 году, запечатлел момент начала в СССР массовой автомобилизации, которая повлекла за собой массовое появление гаражей.

До начала 1960-х системного решения для хранения частных автомобилей не было, да и личного автотранспорта в городах встречалось мало. Машины «ночевали» во дворах, в ведомственных гаражах или на городских пустырях в хлипких разборных металлических конструкциях.
В Северной столице была попытка приучить людей к коллективному методу хранения личных машин. В конце 1950-х годов на окраинах вновь застраиваемых районов возвели два четырехэтажных здания, так называемых гаражей-гостиниц, по сути прообразов современных многоярусных паркингов. Одно здание компактно замещало сразу 100 отдельно стоящих строений.
Ситуация стала меняться после принятия постановления совета Министерства РСФСР от 24 сентября 1960 года, давшего старт строительству гаражных кооперативов. Так началась история частного гаража.

В Ленинграде первые гаражные кооперативы образуются в 1965 году.
Бесконечность перспективы
Официальные образы счастья
Для тех, кто знает, как заработать
Для тех, кто умеет жить
На выставке представят автомобили из фонда Музея Транспорта Москвы и частных коллекционеров и музеев Санкт-Петербурга. Например, извозчичий городской двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон. Эти городские дрожки назывались «пролётками». Легкие экипажи с рессорами и поднимающимся верхом можно было встретить на дорогах России с середины XVIII века до конца 1940-х годов.

После экспонирования пролетки на выставке «Куплю гараж», экспонат станет частью постоянной экспозиции музея в гараже Константина Мельникова, в Москве на Новорязанской улице, дом 27.
Отдельные зоны
Среди интерактивных инсталляций выставки — «стратегический запас» с домашними заготовками, старыми детскими игрушками и другими дорогими памяти предметами быта, а также витрина счастья советского человека с предметами роскоши вроде телевизора, сервиза, или гараж, который в СССР выполнял функцию мужского клуба.

Отдельная зона выставки будет представлена в партнерстве со «Стрит-арт хранением». Она расскажет о гаражах как о месте притяжения неформальной, андеграундной уличной культуры в 1990—2020-х годах.
Третий день Фестивальной программы и второй о граффити и стрит-арте. Гаражи – это место, где рождается и подолгу живет граффити. На гаражах можно встретить работы начинающих авторов и целые выставки уже состоявшихся художников.

Движения стрит-арта и граффити все громче заявляют о себе, но важным остается вопрос генеалогии этих явлений. Помимо очевидной связи с международными практиками, они имеют собственные особенности и корни.
Лекция «История граффити в России и за рубежом: от гаража до музея»
Лектор: Семён Некрасов исследователь уличного искусства, искусствовед, научный сотрудник «Стрит-арт хранения».
Лекция «Художники ленинградского андеграунда. Неофициальное искусство»
Лектор: Анастасия Пронина, искусствовед, независимый куратор, куратор проекта об уличном искусстве «City Says»
Параллельная программа посвящена «самавто» — феномену создания самодельных автомобилей советскими энтузиастами в свободное время.
Гараж здесь играл роль мастерской, где открывалась ниша доступного большинству технического творчества с самим собой и друзьями в инженерной смекалке. Дмитрий Федоров расскажет об интересных находках которые встречаются в гаражах коллекционеров а также, о том, как зарождалась культура «самавто» поговорим с Данилой Хаинов и Дмитрий Парфеновым в рамках дискуссии “Феномен Самавто”»
Публичное обсуждение «Феномен самавто»
Модератор: Дмитрий Федоров, ведущий специалист Музея транспорта Москвы, соавтор книги “Автомобили первых лиц”

Спикеры: Данила Хаинов, автомобильный энтузиаст, блогер, коллекционер, дизайнер и инженер, Дмитрий Парфенов создатель автомобиля “Комбат”,
Лекция «Что в гараже у коллекционера?»
Лектор: Дмитрий Федоров, ведущий специалист Музея транспорта Москвы, соавтор книги “Автомобили первых лиц”
Выпуск №1
Гараж как клуб по интересам с Тумановым
Вместе с приглашенными спикерами авторы проекта «Мужчина, вы куда?»

Обсудят историю развития гаражной культуры в России
- Раскроют такой феномен как «гаражная экономика»
- Поговорят о различных аспектах этой культуры, представленных на выставке
- А также поделятся собственными историями о гаражах из своей жизни и жизни подписчиков
Выпуск №2
Самавто: гаражный сегмент
«Самавто» — феномен создания самодельных автомобилей советскими энтузиастами в свободное время. Гараж здесь играл роль мастерской, где открывалась ниша доступного большинству технического творчества с самим собой и друзьями в инженерной смекалке.

Как зарождалась культура «самавто» поговорим с Сергеем Знаемским.
Выпуск №3
Где и как хранить автомобили: опыт постсоветской Москвы
Вместе с Александром Змеулом поговорим об эволюции поисков идеального места для хранения автомобиля, а также обсудим:

- Гаражи-ракушки, заполнившие дворы в 1990-е годы
- Наземные многоуровневые паркинги «авторской» архитектуры
- Программу «Народный гараж»
- Ставшие сегодня мейнстримом подземные парковки в офисных и жилых комплексах
- Нереализованные проекты прошлого и идеи, которые могут востребованы в будущем.
Выпуск №4
Гараж как искусство
В этом выпуске вместе с Андреем Клюевым мы обсудим:

- 20 век, как эпоху конструктивизма
- Гаражи, как памятник архитектуры
- Ключевые гаражные постройки 20-го века, в том числе будущее здания Музея Транспорта Москвы – гараж Константина Мельникова на Новорязанской улице, 27.
Выпуск №5
Гаражная экономика
Гаражная экономика — разнообразная хозяйственная деятельность, сконцентрированная на территории гаражно-строительных кооперативов, а также нелегального и теневого бизнеса.
В этом выпуске подкаста вместе с Виталием Куренным мы обсудим, почему крупный сегмент малого бизнеса долгое время оставался таким незаметным?
Выпуск №6
Антиквар как образ жизни или удивительные истории вещей
В этом выпуске мы встретились с основательницами галереи «Другое дело», Полиной и Владиславой Марковыми, поговорили об особенностях профессии антиквара, как хранителя не только самих старинных вещей, но и их историй, а также:

- Как прийти в профессию и сделать ее делом всей своей жизни
- Какие необычные экспонаты и каких потрясающих людей можно встретить на этом пути
- Как основать собственную мультикультурную галерею.
Выпуск №7
Реставрация и восстановление автомобилей
Вместе с ведущими ютуб-шоу «Форсаж» обсудим монтажную индустрию, а также:

- Зачем развивать автокультуру?
- Что можно сейчас встретить в среднестатистическом гараже?
– Как возникла идея коллекционировать автомобили из фильма «Форсаж»?
- Сколько времени может занять сборка автомобиля, и с какими сложностями можно столкнуться?
Выпуск №7
Реставрация и восстановление автомобилей
Вместе с ведущими ютуб-шоу «Форсаж» обсудим монтажную индустрию, а также:

- Зачем развивать автокультуру?
- Что можно сейчас встретить в среднестатистическом гараже?
– Как возникла идея коллекционировать автомобили из фильма «Форсаж»?
- Сколько времени может занять сборка автомобиля, и с какими сложностями можно столкнуться?
График работы выставки
понедельник — выходной;

вторник - воскресенье: 11:00 - 21:00; последний сеанс в 20:00
Технический партнер
Партнер открытия
Информационные партнеры