/**/
Описание
«Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра» — новая масштабная выставка Музея Транспорта Москвы в павильоне №26 «Транспорт СССР» на ВДНХ, которая откроется в начале 2023 года. Она посвящена истории развития главной «артериальной системы» Москвы — транспортной инфраструктуры. Экспозиция состоит из трёх частей: «Всегда» — пространство идей, слишком больших, чтобы стать реальностью; «Сегодня» — переход к изменениям, происходящим уже сегодня; «Послезавтра» — смелые, но уже перспективные идеи, которые пока что кажутся фантастическими.
Музей Транспорта Москвы представляет новую серию проекта «Станция Музейная», приуроченную к выставке «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра». В рамках проекта культовые обложки журнала «Техника — Молодежи» сопоставляются с современными транспортными средствами, демонстрируя, как фантазия инженера о транспорте будущего стала реальностью сегодняшнего дня.
Калужско-Рижская линия метро
В Москве середины XX века иллюстрации, на которых машины скользят по многоуровневым эстакадам, а пешеходы идут по трубам над землей, действительно казались фантастикой. Дорожная сеть города была плоской: лишь в 1959 году на пересечении Кутузовского и Большой Дорогомиловской открылся первый в Советском Союзе автомобильный тоннель.
Сегодня же Москву можно пересечь насквозь без остановок по Северо-Восточной хорде, которая почти целиком проходит над землёй; а надземные пешеходные переходы перекинули не только через шоссе, но и через Москву-реку: таков мост «Багратион» в районе ММДЦ «Москва-Сити».
Источник: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы
ТРАНСПОРТНЫЕ ЭСТАКАДЫ
В 1959 году, через два года после выхода номера «Техника — молодёжи», в московском метро открылась уникальная станция «Воробьёвы горы»: это была первая в мире станция метро, выстроенная на мосту через реку.
Сегодня Лужнецкий метромост, обновленный и усовершенствованный, продолжает исправно принимать поезда; справа всё так же природный парк Воробьёвы горы на высоком холме, слева, в низине — спорткомплекс «Лужники». На сегодняшний день в Москве построено уже 11 различных метромостов и возводится 12-й.
МЕТРОМОСТ
Источник: Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы
было
стало
Ещё в начале XX века советский конструктор Владимир Левков спроектировал первые в мире экспериментальные машины на воздушной подушке, но лишь в конце 1950-х годов они захватили воображение людей. Тогда считалось, что это транспорт будущего: одинаково легко «левитирующий» над землей или водой за счёт нагнетаемого под днище воздуха.
В советское время на них перевозили пассажиров через Москву-реку под Лыткарино. Подобные переправы работали и в Нижнем (тогда — Горьком), и в Благовещенске. Сегодня судна на воздушной подушке успешно патрулируют московские водоёмы, обеспечивая безопасность зимнего отдыха у воды.
МАШИНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Автомобили, способные летать, — классика экранной фантастики: от знаменитой киносаги «Гостья из будущего» и фильма «Чёрная молния» до мультсериала «Ну, погоди!». Сегодня фантастика наконец стала реальностью: в 2019 году в России начали разработку «Циклолёта» — так называемого «летающего автомобиля».
Полностью функциональный аппарат представят уже через два года. В Фонде перспективных исследований утверждают, что управлять «Циклолётом» будет не сложнее, чем обычной машиной. При этом контролировать аппарат можно будет не только из кабины, но и с мобильного устройства или из наземного командного пункта.
ЛЕТАЮЩИЙ АВТОМОБИЛЬ
Источник: Фонд перспективных исследований
Полвека назад фантасты рисовали города будущего гигантскими, со множеством скоростных путепроводов и аэротрасс на большой высоте: чтобы сесть на нужный транспорт, пешеходы должны были подниматься по многочисленным эскалаторам в стеклянных башнях.
Глядя на павильоны МЦК и МЦД, можно сказать, что фантазии стали реальностью: широкие «стеклянные» вестибюли и переходы, множество «лестниц-чудесниц» и продуманный дизайн ненавязчиво направляют пассажиров на нужный им транспорт. В похожем футуристическом стиле строятся и вокзалы: например, «Восточный», построенный у метро «Черкизовская» в 2021 году.
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ
Источник: Пресс-служба Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы
Воздушные корабли с корпусом, внутри которого — газ легче воздуха, сошли со сцены в 1930-х годах; а ведь им прочили славу межконтинентальных лайнеров. Но в XXI веке дирижабли переживают ренессанс: оказывается, есть много ситуаций, где их преимущества неоспоримы.
Таковы проекты машин, которые НПО «Авгуръ – РосаэроСистемы» представило на авиасалоне МАКС: они могут перевозить небольшие группы людей и несколько тонн груза. Ещё дирижабли пригодны для мониторинга с воздуха важных объектов. А в подмосковном Дмитрове даже сдавали дирижабли напрокат, чтобы на час почувствовать себя в романе Жюля Верна.
ДИРИЖАБЛЬ
Старинные сказки о сапогах-скороходах за последние несколько лет вдруг обрели осязаемую реальность. Конечно, никто не ожидает, что простая обувь придаст её обладателю невероятную скорость бега — но есть и другие варианты, даже с лучшим результатом.
Например, моноколесо: компактный, самобалансирущийся электросамокат с одним колесом (то есть уницикл) и боковыми подножками ниже центра тяжести. На сегодняшний день это самое компактное средство передвижения, созданное человеком — и, судя по его популярности, оно отлично заменило те самые сапоги-скороходы.
СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Машины-амфибии, способные двигаться и по воде, и по суше, всегда увлекали конструкторов.
Например, недавно модернизировали амфибии «Синяя птица»: вездеходы для поиска и эвакуации космонавтов в глуши. Созданные в спецбюро московского ЗИЛа в начале 1980-х, они до сих пор остаются уникальными. После модернизации небесно-голубые машины получили современную связь и навигацию, улучшенную герметичность и отделку салонов, а также новые силовые агрегаты.
АВТОМОБИЛЬ-АМФИБИЯ
Первые опыты по ускорению поездов на самой престижной линии страны, Москва—Ленинград, ставили ещё в 1960-х. Выяснилось, что возможен запуск составов со стабильной скоростью 180–200 км/ч. В 1973 году был построен первый советский скоростной поезд ЭР200; однако начал рейсы он лишь 11 лет спустя. Модель так и осталась экспериментом: второй и последний ЭР200 поехал лишь в 1995 году, когда проект уже давно устарел.
Вместо этого с 2009 года пошли в эксплуатацию «Сапсаны»: они стали настоящим прорывом в скоростном сообщении между столицами. Четыре часа на маршруте «Питер —Москва» — давно уже норма.
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ПОЕЗД
© Музей Транспорта Москвы
FOLLOW US
Logo
Нам по пути!
Общие вопросы:
PR-служба:
КОНТАКТЫ
Экскурсионное бюро:
Телефон:
Для партнёров: