Пожалуй, это самый таинственный, неафишируемый тип подвижного состава в Московском метрополитене.
За время войны протяжённость линий столичного метро заметно увеличилась, а выпуск новых вагонов метро на Мытищинском машиностроительном заводе был прекращён ещё в 1941 году. Возобновление производства ожидалось не ранее 1947 года, поэтому в качестве временной меры было решено заимствовать часть вагонов из Берлинской подземки.
В 1945 году отобрали и вывезли на промежуточную базу в Литву 120 вагонов типов С1, С2 и С3; эта операция продолжалась с октября 1945 года по июнь 1946-го.
Так как советские вагоны метро довоенной постройки создавались с оглядкой именно на немецкие образцы, на первый взгляд проблем с их перестройкой под советские стандарты ожидалось немного.
Однако, как оказалось, немецкие вагоны постройки 1927–1930 годов были не только старше любого советского поезда метро, но и заметно различались даже в рамках одной серии. Например, вагоны типа С1 строились по трём проектам и отличались между собой формой крыши (фонарная, арочная и полуарочная).
Поступившие в Москву немецкие вагоны разгружались на площадке депо «Сокол». А дальше в вагоноремонтных мастерских и на заводе в Мытищах в период с 1946 по 1948 годы производилась совсем не простая переделка. К примеру, уровень пола пришлось увеличить на 20 сантиметров поднятием кузова над тележками — таким образом устранили перепад высот с платформами станций (в Берлине они ниже). Также формировались новые колёсные пары — из «родных», спицованных колёсных центров и бандажей от колёс советских типов А и Б. Рамы тележек также переклёпывались. Наши специалисты перемонтировали электрические схемы, восстанавливали тяговые двигатели и мотор-компрессоры, фактически переделывали заново интерьер и оснащение пассажирских салонов, пострадавших и разграбленных во время войны и при последующей перевозке.