Мы используем куки!
Вот почему
Кол-во выпущенных образцов: 425
Сухая масса, кг: 43 700
Длина/высота/ширина, м:
19,11 / 3,7 / 2,7
Производитель:
Мытищинский машиностроительный завод, Мытищи
Годы выпуска: 1939–1940, 1947–1955
Г
Историческая справка
Главным отличием метровагонов типа Г от предшественников — А и Б — стало изменение тормозной системы. В неё ввели возможность реостатного электрического замедления («торможения двигателем»), что значительно снизило износ бандажей колес и тормозных колодок. Поэтому все вагоны типа Г выполнялись моторными.

Вагоны типа Г имели отличия от родителей и во внешности: кузова стали более округлыми при большей длине, что при одновременном уменьшении кабины машиниста позволило увеличить пассажировместимость. И ещё: именно этот тип первым получил впоследствии традиционную для советских метрополитенов сине-голубую окраску!

Разработка этого вагона началась ещё в 1936 году, но до войны успели построить лишь шесть экземпляров типа Г. Первый экземпляр с номером 201 (позже перенумерованный в 301) прибыл в метро в июне 1940 года и совершил пробный рейс на участке «Сокольники» — «Центральный парк культуры и отдыха им. Горького». После поступления ещё четырёх Г из них составили поезд, который испытывался в августе-сентябре; далее началась его опытная эксплуатация на Горьковско-Замоскворецкой линии.

План по поставке ещё 50 вагонов Г сорвался из-за начала войны, и к производству метровагонов Мытищинский завод вернулся только в 1947 году. При этом послевоенные экземпляры получили некоторые отличия от первой партии: так, на них вернулись к размещению пассажирских мест только в продольном направлении (первые шесть вагонов имели смешанную, продольно-поперечную схему размещения диванов, уникальную для отечественного метро), а пол кузова стали выполнять из огнеупорного дерева взамен оцинкованной стали — сказывались временные трудности с материалами.

Первые послевоенные вагоны типа Г поступили в депо «Сокол» в 1948 году для Арбатско-Покровской линии. Потом Г появился на первой открытой части новой Кольцевой линии, а на Горьковско-Замоскворецкой начал постепенно заменять типы А и Б.

Сорок вагонов Г уехало в Ленинград для работы на первой линии Ленинградского метрополитена «Площадь Восстания» — «Автово», открывшейся 15 ноября 1955 года… а месяцем позже выпуск серии прекратили на номере 725.

Хотя массовое списание типа Г началось в 1977 году, полное завершение эксплуатации этой серии произошло только спустя шесть лет (депо «Красная Пресня», Кольцевая линия). Но и тогда Г прожили ещё некоторое время в качестве служебных, работая вагонами прикрытия в составе с дефектоскопом на базе типа А.

Многие вагоны после списания не разрезали на металл, а передавали для использования в хозяйственных целях. Благодаря этому на территории Московского метрополитена сохранились до наших дней четыре вагона Г.

Биография экспоната
Вагон с номером 661 построили на Мытищинском машиностроительном заводе в октябре 1954 года для депо «Сокол» Горьковско-Замоскворецкой линии. В декабре 1969 г. вагон передан в депо «Измайлово», а в январе 1975-го — переходит в «Калужское».

Чуть позже в порядке эксперимента этому вагону перешили салон, заменив линкруст на пластик от более современных типов. В таком виде он продолжил работать на Калужско-Рижской линии вплоть до списания в декабре 1982 года.

С тех пор этот вагон находился в депо «Ждановское» в качестве подсобного помещения. В настоящее время он представляет собой кузов без оборудования, зато на оригинальных тележках. Вагон сохранён для музея и находится в ожидании реставрации на ВРК (бывший ЗРЭПС).