Мы используем куки!
Вот почему
Годы выпуска модели: 1953–1972
Ikarus 55
Производитель: Национальное предприятие «Икарус», Будапешт

Длина/высота/ширина, м:
11,400 / 2,870 / 2,500

Сухая масса, кг: 9500
Всего выпущено образцов: 7466
Историческая справка
Эта модель стала революционной как для самой фирмы «Икарус», так и для её главного клиента — СССР. Из почти 7,5 тысяч изготовленных экземпляров «55-го» в Советский Союз отправилась половина. Другими важными покупателями «Икарус-55» были ГДР и сама Венгрия; в прочие страны поставки были незначительны.

Причиной для столь экзотической внешности автобуса — «сигара» с большим ящиком-кофром для двигателя в хвосте — стала чересчур шумная натура его дизеля. Стремясь свести шум в салоне к минимуму, конструкторы выбрали единственно приемлемый вариант: изолировать силовую установку в корме. Другим новшеством стал ещё не очень распространенный в те годы несущий кузов без отдельной рамы. Но здесь, как отмечали и сами разработчики, вдохновением послужил советский автобус ЗИС-154, запущенный в серию чуть раньше.


Дебют «Икарус-55» прошел с большим успехом в 1954 году на автомобильных выставках Женевы и Парижа. Почти сразу после этого началось серийное производство и экспортные поставки.

В Советском Союзе на момент появления первых «Икарус-55» просто отсутствовали серийные автобусы для междугородных поездок, которые начали активно развиваться в стране с начала 1950-х годов. На дальних маршрутах обычно использовали городские ЗИС-155 — иногда снабженные самолетными креслами. Первый отечественный «дальнобойный» лайнер ЗИС-127 появится в 1956 году — но выпускаться будет недолго; львовские ЛАЗы на тот момент тоже были в самом начале своего славного пути.

«Икарус-55» из самых первых партий заметно отличались от последующих машин: до 1958 года их характеризовали фары в бампере и обилие блестящей наружной отделки. С 1958 года излишества упразднили, и автобус приобрёл свой классический облик. Далее, с 1962 года по многочисленным просьбам заказчиков входную дверь салона перенесли из середины кузова в передний свес. Однако в зависимости от пожеланий покупателя расположение дверей могло варьироваться и после этого: например, «55-е» для ГДР оснащали и центральной, и передней дверями.



Советские транспортники ценили «Икарус-55» за экономичный четырёхтактный дизель, комфортную подвеску и удобное место водителя (в том числе рулевое управление с пневмоусилителем). Кроме того, в СССР обычно приходили автобусы в исполнении «Люкс» — с пассажирскими креслами, оснащёнными регулировкой наклона спинки, и застеклёнными скатами крыши. Ещё одной характерной приметой «Икарусов» для советского рынка была мощная фара-прожектор по центру крыши.

Превосходная репутация модели привела к тому, что наибольшее количество «55-х» было ввезено в СССР в 1972 году — в самый последний год выпуска, уже когда в страну вовсю поставлялись междугородные «Икарус-250» нового поколения. Таким образом советские транспортники обеспечили себе запас полюбившихся машин на долгие годы. И не прогадали: последние «Икарус-55» ушли с междугородных трасс только в начале 1980-х годов.


Биография экспоната
«Икарус-55» из коллекции нашего музея приехал в Россию из Германии. В 1990-е годы он был передан в Москву в качестве гуманитарной помощи учреждению социального обеспечения. Конкретно эту машину приобрели для перестройки в транспорт для инвалидов с установкой подъёмника для колясок. О месте прошлой «прописки» автобуса сегодня напоминают таблички в салоне на немецком языке.