Несмотря на бурное развитие, конная железная дорога имела серьёзные недостатки: например, скорость её не превышала 8 км/ч. Не зря москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!». На разъездах, при однопутном движении, нужно было долго выстаивать в ожидании встречного вагона; а перед подъёмами в горку, которых в Москве немало, приходилось пристегивать дополнительных форейторских лошадей, чтобы помогли затянуть вагоны наверх.
Поэтому городское хозяйство требовало для себя более совершенных средств транспорта. В качестве решения (которое, правда, не получило
широкого распространения) на пригородных линиях в Петровско-Разумовском и в Воробьевых горах появились «парови́чки». Маленький локомотив-«парови́чки» — на который, чтобы не пугать лошадей, был надет прямоугольный металлический кожух — тащил за собой несколько коночных вагонов. Однако дым, копоть и искры, летящие из паровозной трубы, значительно ограничивали применение паровой тяги в городах.
Но в 1899 году первых пассажиров от Савеловского вокзала до Петровского парка провёз электрический трамвай — и это событие ознаменовало конец эры конки, а впоследствии и парового трамвая. Более десяти лет электротрамвай и конка существовали совместно и поначалу даже конкурировали; но было очевидно, что уход конных вагонов — лишь вопрос времени.
Сейчас уже не установить день, когда закончилась жизнь первого вида общественного транспорта столицы — но точно известно, что время закрытия последнего маршрута конки приходится либо на конец 1911 года, либо на начало 1912-го.