советский крупнотоннажный грузовой автомобиль производства Минского автомобильного завода. Опытные образцы созданы в 1944—1945 на Ярославском автомобильном заводе.
В первый же год выпуска на МАЗ была разработана армейская модификация грузовика 4×2, которая имела высокобортный кузов, надставки к бортам, откидные скамейки для перевозки людей и съёмные дуги для установки тента. Машина имела задний мост с увеличенным передаточным числом, и её максимальная скорость составляла 52 км/ч.
Шасси под обозначением ЯАЗ-200Д широко использовалось для установки самых различных кузовов и механизмов: автоцистерны различного назначения, топливозаправщиков, молоковозов, поливочно-моечных машин, подъёмных кранов, самозагружающихся автомобилей с наклонной платформой для перевозки контейнеров.
В 1962 году машина получила новый 4-тактный 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236 мощностью 165 л. с. с повышенной экономичностью, выпускающийся в виде различных модификаций по сей день.
Производство грузовика велось вплоть до 31 декабря 1965 года, когда завод полностью перешёл на производство модели МАЗ-500 и её модификаций.