Мы используем куки!
Вот почему
«Московский ТрамВай»
Трамвай МТВ-82
1947–1961
Производитель:
Рижский вагоностроительный завод
Длина/высота/ширина, м:
13,611 / 3,050 (по крыше) / 2,550


Сухая масса, кг: 17 500
Всего выпущено вагонов: 2160
Историческая справка
После окончания Великой Отечественной войны остро встал вопрос о восстановлении и модернизации транспортной системы столицы. В Москве на тот момент из 2160 вагонов лишь 64 являлись относительно современными: трамваи моделей М-36 и М-38, созданных на СВАРЗе и Мытищинском заводе до войны. Остальные были гораздо более древними, нередко даже дореволюционной постройки.

Поэтому сразу после окончания войны специалисты завода СВАРЗ и Академии коммунального хозяйства принялись за проектирование совершенно нового четырёхосного вагона с цельнометаллическим кузовом.

Вскоре эту работу перенесли на авиазавод № 82 в Тушино, где на основе американского опыта уже был создан и освоен в производстве троллейбус МТБ-82М. Конструкцию кузова троллейбуса и трамвая решили унифицировать, чтобы не распылять силы и ресурсы. Первый образец новой модели трамвая, получившей обозначение МТВ-82, построили в Тушино к началу 1947 года; а к празднованию 800-летия Москвы уже была готова опытная партия из 25 штук.



Первые образцы новинки внешне почти полностью повторяли троллейбусы, с которыми их унифицировали — вплоть до расточительно широкой кабины водителя и узких дверей ширмового типа. Но если подобные решения ещё можно было оправдать на троллейбусах, которые в те времена являлись своего рода привилегированным транспортом с умеренным пассажиропотоком, то для трамвая — самого востребованного средства передвижения в Москве — проблема вместимости и быстроты посадки и высадки была критической. Одновременно проявился и ещё один, не менее серьёзный просчет: передняя и задняя части кузова (опять же унифицированные с троллейбусом) оказались слишком широкими для множества маршрутов в центре Москвы. Такие «широколобые» трамваи просто не могли разъехаться друг с другом на закруглениях.

В итоге конструкцию пришлось срочно переделывать. Версия с зауженными передней и задней частями кузова, расширенными вдвое проемами дверей и увеличенной длиной была освоена в производстве уже к сентябрю 1947 года, под обозначением МТВ-82А.
С появлением этой модели трамвайное хозяйство Москвы на долгие годы обрело свой идеал — который смогли потеснить, да и то не сразу, лишь появившиеся в конце 1950-х годов чехословацкие «Татры»
В отличие от тесных, тряских и холодных вагонов прежних лет, новый трамвай привлекал невиданным комфортом (в том числе и для водителя, которому теперь полагалась отдельная изолированная кабина). Для пассажиров предусмотрели мягкие диваны взамен привычных ранее дощатых скамеек, за работу дверей отвечал пневмопривод. Правда, современный токоприемник пантографного типа пришлось довольно быстро заменить на обычную бугельную дугу — из-за несовершенства контактной сети.

Большинство вагонов, изготовленных в Тушино, столица забрала себе: 310 экземпляров из 428 выпущенных. Но другим городам также требовался подвижной состав нового типа, поэтому с 1949 года производство МТВ-82 стали передавать на вновь образованный Рижский вагоностроительный завод. Это было весьма дальновидное решение, так как вскоре тушинское предприятие № 82 загрузили оборонными заказами, и производство городского транспорта на нём пришлось полностью прекратить.




В Риге модель МТВ-82 практически в неизменном виде выпускалась до 1961 года, и из столицы Латвии эти трамваи разошлись в 49 городов страны. При этом в Москву отправилось лишь 158 вагонов рижского производства из 1647 изготовленных.

В Москве трамваи МТВ-82 эксплуатировались с пассажирами до 1982 года. В целом эта модель, несмотря на устаревшую систему управления, считалась «капитальной», неубиваемой, как сталинский дом. Отработав в Москве, ещё исправные вагоны передавались в трамвайные хозяйства других городов. Там оставшиеся машины использовали в качестве трамваев технического назначения: буксировщиков, путеизмерителей, а также переделывали в грузовые платформы.


Биография экспоната МТВ-82 № 0022
Вагон № 0022 был выпущен на Рижском вагоностроительном заводе в 1950 году, откуда поступил в Октябрьское депо и получил парковый номер 2347. Дальнейшая его трудовая биография связана с депо им. Кирова. Летом 1976 года вагон был переведён в буксиры, получив новый номер 2309. В процессе эксплуатации вагон был переделан для нужд Трамвайно-ремонтного завода: были заделаны задняя дверь и окна до половины кузова, прорезан люк в задней стенке, установлена перегородка по середине салона, демонтирована большая часть сидений, установлен токоприёмник от вагона Татра-Т3. В 2001 году вагон был перенумерован в 0022 и далее работал вплоть до весны 2005 года, пока накопившиеся поломки сделали не-возможной дальнейшую эксплуатацию. После прекращения работы, вагон был передан Музею городского пассажирского транспорта для сохранения и последующего использования для изготовления полноценной ходовой реплики «широколобого» МТВ, с применением также сохраняемого для этой цели кузова троллейбуса МТБ-82Д.
Биография экспоната МТВ-82 № 1278
Вагон №1278 был выпущен на Тушинском авиазаводе №82 в 1948 году и первоначально работал в Октябрьском трамвайном депо. Далее его трудовая биография связана с депо имени Баумана и депо имени Русакова. В 1976 году переделан в служебный динамометрический вагон, позже его перевели буксировщиком на трамвайно-ремонтный завод. Восстановлен до оригинального состояния и введён в коллекцию исторического городского транспорта столицы в 1990 году.