Мы используем куки!
Вот почему
Трамвай R1 (71-410)
Год выпуска модели: 2014 г.
Производители:
Завод «Уралтрансмаш», ОКБ «Атом»


R1 — «Россия-1»
Длина/высота/ширина, м: 24,000 / - / 2,500
Всего выпущено вагонов: 1
Историческая справка
Несмотря на совсем небольшой возраст, этот экспонат нашего музея имеет большую ценность: он представляет собой уникальный образец концептуального трамвая будущего, который в момент своего дебюта в 2014 году на екатеринбуржской выставке «Иннопром» произвёл настоящий фурор.

Модель R1, или Russia One (71−410) — это трёхсекционный, полностью низкопольный трамвай, совместная разработка инжиниринговой компании ОКБ «Атом» из Москвы и екатеринбургского завода «Уралтрансмаш».

Этот опытный образец (или скорее макет: вагон не имел полноценной ходовой части) в первую очередь поражал радикально черным цветом, символизирующим благородство чёрного уральского самоцвета. Другое необычное решение заключалось в обратном угле наклона ветрового стекла. По мнению разработчиков, при таком расположении оно улучшало обзор, а также меньше нагревалось и бликовало в солнечную погоду. Вместимость вагона составляла около 300 человек. Из интересных особенностей интерьера упомянем возможность музыкального сопровождения поездки мелодиями, которые изменяют своё звучание в зависимости от погоды или времени суток, а также наличие поручней с подогревом.


Планировалось, что в случае развёртывания серийного производства R1 в первую очередь будет предложен российским городам, принимающим Чемпионат мира по футболу в 2018 году
Рассматривались также варианты продажи в страны Африки и Латинской Америки.

Но ничего из этого не случилось. Несмотря на проектную проработку серийной версии (она отличалась от концепта наличием привычных зеркал заднего обзора и менее экстремальным наклоном лобового стекла), R1 так и не вышел за рамки макетного образца. Вагон получил немалую долю критики от потенциальных заказчиков: они ссылались на опасность кабины при лобовом столкновении, сложность в обслуживании из-за обширного применения в кузове клеевых соединений и отсутствие ясности с ходовой частью.

В итоге, несмотря на получение престижной международной награды в области дизайна RedDot в номинации Design Concept, проект трамвая R1 в ноябре 2017 года окончательно признали бесперспективным и прекратили его дальнейшую разработку.


Биография экспоната R1 (71-410)
После отмены проекта макет перспективного трамвая пять лет простоял под открытым небом на одной из площадок «Уралтрансмаша» в Екатеринбурге. Чтобы уникальный образец не пропал, Музей Транспорта Москвы предложил принять его в свою коллекцию. В середине 2021 года корпус трамвая перевезли в Москву. Так как за прошедшее время оригинальный интерьер был по большей части утрачен, в будущем внутри «трамвая-призрака» планируется организовывать разнообразные временные экспозиции Музея.