Первые специальные троллейбусы были созданы на базе пассажирских в конце 1930-х гг., когда в грузовые переоборудовали сначала ЛК, а затем и ЯТБ. Новый форм-фактор быстро оценили в эксплуатационных депо крупных городов СССР и начали производить грузовые троллейбусы самостоятельно, кустарным способом.
Первым к разработке и серийному выпуску грузовых троллейбусов приступил Завод имени Урицкого, взявший за основу агрегаты пассажирского троллейбуса МТБ-82Д. К 1957 году были построены опытные экземпляры троллейбусов разного назначения, однако по-настоящему массовыми троллейбусы этой серии не стали. Вскоре к решению проблемы создания троллейвозов приступил Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ), выпустив в 1960 году 12 троллейвозов ТГ-1.
Первым массовым грузовым троллейбусом заводского производства в СССР стала его модернизированная версия, получившая обозначение ТГ-3, выпуск которой освоили в 1961 году. Основой первого пятитонного троллейвоза ТГ-3 была сварная лонжеронная рама, на которой установили высокий кузов-фургон на металлическом каркасе. На нём применялось электрооборудование от серийного троллейбуса МТБ-82Д с электромотором в 80 кВт и бензиновый двигатель. В 1964 году приступили к выпуску модели ТГ-3, а затем и ТГ-4, оборудованного грузовой платформой с откидными бортами для перевозки различных технических грузов.
За годы производства на СВАРЗ было собрано более 400 троллейвозов, которые обслуживали многие столичные предприятия. В их числе крупнейшие торговые точки — ГУМ, ЦУМ и «Детский мир».