Автобус ЗИС-155 пришел на смену более просторному, но менее комфортабельному ЗИС-154, в связи с недоработанной электромеханической трансмиссией, ненадежным двигателем ЯАЗ-204Д, а также некоторыми просчетами в эргономике салона.
В конструкции ЗИС-155 использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150, приспособленные к установке на автобус. Помимо стандартного заводского исполнения ЗИС-155, на местах изготавливали и собственные модификации. К примеру, для эксплуатации автобусов на междугородных рейсах в салон устанавливались сиденья авиационного типа (12 сидений по два в ряд с увеличенным расстоянием между рядами, остальное место было предназначено для багажа пассажиров). В крупных городах страны на высоконагруженных маршрутах эксплуатировались автопоезда в составе автобуса ЗИС-155 и пассажирского прицепа, изготавливавшегося, как правило, местными предприятиями. Нередко в качестве прицепа использовались отслужившие своё и списанные автобусы ЗИС-155 с демонтированным двигателем.