Поезд метро под обозначением «Яуза» стал первой постсоветской новинкой Мытищинского машиностроительного завода, переименованного в ОАО «Метровагонмаш». Однако разработка очередного перспективного поезда началась ещё в СССР, в 1987 году, как результат отмены проекта вагонов типа «И» с цельноалюминиевым кузовом.
Именно обширное применение «крылатого металла» привело к многочисленным проблемам в разработке вагона типа И, поэтому новый проект заложили более традиционным — на основе кузова из нержавеющей стали. Тёмно-серый цвет вагонов «Яузы», кстати, это следствие природы самой нержавеющей стали — ведь кузовам вагонов теперь не требовалась защитная окраска.
Дизайн при разработке «Яузы» стал одним из главных приоритетов. За внешнее и внутреннее оформление поезда отвечал дизайн-центр Управления главного конструктора Волжского автомобильного завода — на тот момент самая продвинутая лаборатория промышленного дизайна в стране.
Так как за разработку стиля взялись автомобилисты, окончательный дизайн вагонов оказался совершенно не похож на всё, что до этого ездило по тоннелям советских метрополитенов. Например, фары и сигнальные фонари «Яузы» явно перекликались с автомобильными. Но главной темой дизайна стала непривычная асимметрия кабин у головных вагонов — модное в те годы решение применили, сместив торцевую дверь кабины вбок.
Внутри пассажирских салонов появились сидения со спинками анатомической формы. Правда, они оказались не очень-то подходящими для пассажиров разных комплекций, да и от вандалов страдали изрядно — поэтому после первых опытов от них отказались в пользу более простых сидений. Из прочих нововведений — автоматическая система пожаротушения и принудительная вентиляция с вентиляторами посередине потолка. Также именно в «Яузе» впервые появились табло, сообщающие о названии следующей станции, а ход вагонов стал заметно спокойнее благодаря внедрению пневматики в подвеске.